загрузка...

Великие женщины в истории. Лени рифеншталь биография

photo

В 1993 году немецким режиссером Рэем Мюллером был снят двухсерийный документальный фильм «Сила образов», получивший в этом же году американскую телевизионную премию «Эмми», а годом позже — Золотую премию Башни «Спейс Нидл» за лучший документальный фильм на Международном кинофестивале в Сиэтле.

Героиней фильма стала девяностолетняя немка Лени Рифеншталь, чье имя в течение многих десятилетий вызывало и вызывает у ее соотечественников вместо чувства восторга и гордости презрение или, как минимум, равнодушие.

Нечаянный разговор.
Афиши, расклеенные по всему Берлину в марте 1932 года, разожгли в любознательной актрисе желание лично увидеть и услышать лидера нацистской партии. Выступление оратора произвело на тридцатилетнюю Лени Рифеншталь сильное впечатление: «Хотя многого я не понимала, речь Гитлера оказала на меня колдовское воздействие. Слушателей словно оглушила барабанная дробь, и все почувствовали, что находятся во власти этого человека».
Имя Лени Рифеншталь было знакомо фюреру. Он давно наблюдал за ростом ее актерского мастерства, ему нравился и ее режиссерский дебют. Получив вскоре после митинга восторженное письмо Лени, Гитлер не смог отказать себе в желании встретиться с красивой и умной женщиной. Встреча была легкой, а разговор непринужденным. Они долго беседовали о музыке, архитектуре, кинофильмах и о будущем Германии. В конце разговора собеседник задумчиво произнес: «Если нам доведется когда-то прийти к власти, вы будете снимать фильмы обо мне».

Война за танцы.
Хелена Берта Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в Берлине в семье коммерсанта, занимающегося продажей и монтажом отопительных и вентиляционных устройств. Альфред Рифеншталь был строгим и требовательным отцом, любое сопротивление кого-либо его распоряжениям вызывало в нем раздражение и гнев. Мать Лени слыла женщиной мягкой и уступчивой, что не мешало ей поддерживать смелые начинания своих детей вопреки запретам мужа.
Лени росла подвижным и любознательным ребенком. Она посещала плавательный клуб и музыкальную школу, занималась гимнастикой, освоила ролики и коньки. Ей было 16 лет, когда, увидев однажды выступление танцоров, она влюбилась в красоту и гармонию их движений. Зная презрительное отношение отца к актрисам и танцовщицам, девушка втайне от него записалась в танцевальную школу. Через несколько месяцев в доме разразился скандал, грозящий закончиться разводом, — Альфред узнал о секретном «танцевальном» сговоре жены и дочери. Ради сохранения семьи Лени расстается со своей мечтой, а отец для укрепления желаемого результата отправляет дочь в пансион, подальше от ненужных увлечений.

«Отнеситесь к моей дочери со всей строгостью,— скажет отец Пени директрисе пансиона. — Прежде всего, не поддерживайте в ней желание стать актрисой или танцовщицей. Полагаю, здесь она раз и навсегда позабудет о своих фантазиях».

Война за танцы будет продолжаться еще два года. Властолюбивый родитель поймет свою ошибку лишь тогда, когда заметит потухший взгляд любимой дочери. «Надеюсь, мне не придется сгорать от стыда, увидев твое имя на афишных тумбах», — скажет он Лени и отведет ее к известному педагогу, великой русской балерине Евгении Платоновне Эдуардовой.
Осенью 1923 года состоялось первое сольное выступление Лени Рифеншталь в Мюнхене. Талант молодой исполнительницы был замечен, Лени приглашают в Немецкий театр.
Она танцует на сценах Лейпцига, Франкфурта, Кельна, Дрездена. Покорив Германию, молодая танцовщица отправляется в Цюрих, затем в Париж, Лондон. Стремительный успех Лени обещает ей великое будущее, но все планы неожиданно рушатся после серьезной травмы колена.

Без прелюдий и осторожностей.
Ожидая электричку, она рассматривала расклеенные в метро афиши. Ее взгляд остановился на рекламной картинке нового фильма немецкого режиссера Арнольда Фанка «Гора судьбы». Изображение красивого, сильного скалолаза, покоряющего горную вершину, заворожило девушку Встреча с ортопедом была заменена походом в кинотеатр, а просмотренный фильм о мужественных покорителях Доломитовых Альп влюбил в себя Лени с первых минут. Она решает во что бы то ни стало стать героиней следующей киноленты Фанка и начинает действовать смело и энергично, без прелюдий и осторожностей. Через несколько месяцев, находясь в клинике с загипсованной после операции ногой, Лени уже вместе с Фанком разбирала сценарий его новой работы «Священная гора», написанный специально для очаровательной дебютантки. Для участия в съемках ей пришлось научиться преодолевать на лыжах крутые заснеженные склоны, освоить скалолазание, приспособиться к ночевкам в холодных горных хижинах и привыкнуть к участию в опасных режиссерских экспериментах. 


«Пройдут годы, и известная всему миру как режиссер-документалист Лени Рифеншталь будет чувствовать себя такой же отверженной, покинутой и разочарованной в своих идеалах как и героиня ее фильма «Голубой свет».

photo

Премьера фильма состоялась в декабре 1926 года. Дебют Лени Рифеншталь оказался удачным, а фильм «Священная гора» получил восторженные отклики критиков и зрителей. Второй их совместной работой станет фильм «Большой прыжок». Решаясь на съемки в нем, Лени понимала, что к танцам она уже не вернется. В ее жизни начался новый творческий этап. Кинокарьера восходящей звезды будет уверенно набирать обороты: за семь следующих лет она снимется в семи фильмах. Неукротимая любознательность была характерной чертой молодой актрисы. Интерес ко всему, что происходит вокруг нее, что может обогатить ее разум, дать новые впечатления, был безграничен. Она пробует работать с камерой, осваивает приемы монтажа, мысленно составляет сцены, диалоги. В воспоминаниях Рифеншталь напишет: «Невольно я стала смотреть на все глазами режиссера. Каждое помещение, каждое лицо я преобразовывала в кадры и движение. Мною все сильнее овладевало желание создать что- нибудь самостоятельно». В начале 1931 года, продав все драгоценности и заложив квартиру, Лени учредила собственную кинокомпанию и принялась за дело. Фильм «Голубой свет», режиссером, продюсером и исполнительницей главной роли которого стала Лени Рифеншталь, вышел на большой экран в конце марта 1932 года и получил много хороших откликов и похвал. Прокат «Голубого света» с успехом прошел не только в Германии, но и во многих странах Европы, а на Венецианском фестивале фильм получил серебряную медаль. Для автора фильм оказался пророческим. «В «Голубом свете» я, словно предчувствуя, рассказала свою позднейшую судьбу», — произнесет Лени много лет спустя.

Приговор с отсрочкой.
Избрание Гитлера в январе 1933 года канцлером внесло существенные коррективы в судьбу Лени Рифеншталь. Вернувшись в Берлин после длительных съемок в Швейцарии, она встречается с фюрером, который настойчиво предлагает ей снять фильм о пятом партийном съезде, посвященном приходу нацистов к власти. Недолго сопротивляясь, она принимает деловое предложение канцлера, не подозревая, что своим согласием подписывает себе жестокий приговор с отсрочкой на десять лет.

photoЛени Рифеншталь до сих пор ассоциируют с женщиной, снимавшей кино для фюрера. Она действительно создаст по его просьбе-приказу три документальных фильма. Один из них до сих пор считается лучшим пропагандистским фильмом всех времен и народов. Но это будет позже, а в 1933 году, снимая свой первый документальный фильм «Победа веры», неопытная Лени будет делать робкие, неуклюжие шаги в новой для себя области. Результатом своей работы Лени останется недовольна, и, хотя Гитлеру фильм понравится и после премьеры он преподнесет ей цветы, это не утешит Рифеншталь. Она решает никогда больше не заниматься документальной кинохроникой, но через год ее решение разобьется о новое распоряжение фюрера.«Вы слишком чувствительны. Сопротивление этим съемкам существует лишь в вашем воображении. Ни о чем не беспокойтесь и не заставляйте себя столько упрашивать, ведь от вас требуется подарить мне всего лишь шесть дней», — настаивал Гитлер. Лени упрямилась: «Я даже не могу отличить штурмовика от эсэсовца».

Крест таланта
Фильм «Триумф воли», который ей придется снимать, будет посвящен шестому съезду НСДАП. На этот раз она решила «не ударить в грязь лицом» и отнеслась к заданию со всей ответственностью и серьезностью, максимально используя свой опыт и творческий подход.
В ее распоряжении была съемочная группа из 170 человек, которой она умело руководила. Во время работы ею впервые было использовано много новых приемов и приспособлений. Особенно кропотливым и трудоемким процессом был монтаж фильма. За пять месяцев необходимо было просмотреть 130 тысяч метров пленки и отобрать из них 30, смонтировать двухчасовой фильм, имея 61 час съемочного материала. Лени работала по 12-16 часов в сутки, стараясь не подвести человека, в которого верила не только она, но и миллионы ее соотечественников. К завершению работы ее физические и психические силы были на исходе.
Просмотр фильма был назначен на 28 марта 1935 года. Она приехала в кинотеатр, едва успев переодеться и причесаться. Весь сеанс Лени сидела в большом напряжении, а когда услышала шум оваций и увидела букет сирени в руках Гитлера, потеряла сознание.

photo

Фильм получил немецкую кинопремию за 1935 год, был награжден золотой медалью на Венецианском кинофестивале как лучший иностранный документальный фильм 1935 года и получил гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Кинолента Лени Рифеншталь «Триумф воли» стала триумфом ее карьеры.


Нравится
 
 
загрузка...

Рейтинг@Mail.ru

X
Открылся новый интернет-магазин Женской одежды - HSX
Перейти на сайт
Группа VK Instagram